Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

светомузыкальная установка

Энциклопедия Кольера

СВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА (световой орган), устройство, изобретенное А. Римингтоном (1854-1915) в 1895 для демонстрации на экране игры красок, которая должна была в точности соответствовать развертыванию музыкальной композиции. Устройство Римингтона, как и большинство других попыток связать цвет и музыку базировалось на теории, согласно которой видимый спектр можно разделить на 7 или 12 цветовых тонов, соответствующих диатонической или хроматической гамме в пределах октавы. Ближе к реальности подход, в котором за основу соединения музыки и цвета берется не физический, а психологический фактор: цвет действительно обладает эмоциональным воздействием, сравнимым с музыкальным, хотя закрепление того или иного значения за определенным цветом субъективно и ненаучно. Световому органу Римингтона предшествовали некоторые другие устройства, включая "зрительный клавесин" (clavecin oculaire) Л. Б. Кастеля (1688-1757), в котором при нажиме на клавиши приводилась в движение освещенная цветная лента. Светомузыкальные установки делятся на два класса. Более многочисленны те, которые трактуют цвет просто как зримую музыку и пытаются перевести звук в цвет на основе строго научного принципа, звук за звуком. Ни один из этих буквальных переводов не имел успеха, потому что индивидуальное восприятие цвета и звука различно. Более успешными оказались устройства, трактующие "цвето-свет" как отдельное и независимое искусство. Самым удачным из них был т.н. клавилюкс Т. Уилфрида, который демонстрировался в Нью-Йорке и позднее в Европе между 1922 и 1930. Новая форма искусства была опробована в кино: весьма успешное начало положила постановка фильма Фантазия (1940), содержавшего визуальную фантазию на токкату и фугу ре минор Баха.

См. также СКРЯБИН, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ.

Полезные сервисы